Подготовленный материал рассказывает об одной из уникальнейших спецмашин, которая привлекалась для работ под стенами разрушенного ядерного реактора Чернобыльской АЭС в 1986 году. Технические характеристики машины позволяли экипажу в течении двух суток находится в автономном режиме и изучать зоны радиационного, химического и бактериального загрязнения.
Задачи «Ладоги» в эпицентре катастрофы на ЧАЭС
Уникальную спецмашину доставили в район разрушенного реактора уже 3 мая 1986 года. Для этого был организован спецавирейс Ленинград – Киев. Из аэропорта спецтехника своим ходом дошла до города Чернобыль и далее на промышленную площадку Чернобыльской АЭС. Спецмашина, на которую возлагались большие надежды специалисты, должна была обеспечить надежную защиту для персонала, выполняющего радиационную разведку с целью определения текущей радиационной ситуации в непосредственной близости от разрушенного реактора. Особо остро эта проблема стояла в первые месяцы после разгерметизации ядерного реактора.
Спецмашиной, которая могла решить проблему, была ВТС (Высокозащищённое Транспортное Средство) “Ладога”.
Вместе с ней прибыло и 29 специалистов организации-разработчика – КБ-3 Производственного Объединения "Кировский Завод".
В общей сложности, с 3 мая по 28 сентября 1986 года «Ладога» прошла более 4720 км, преодолевая участки с фоном до 1600 Р/час, заходя в машинный зал ЧАЭС, выполняя разведку местности на прилегающей к четвёртому энергоблоку территории. ВТС «Ладога» проводила рекогносцировочное изучение местности прилегающей зоне, делая видеозаписи наиболее опасных мест и выполняя другие работы в районе города Припять и разрушенного энергоблока атомной электростанции. Результаты проведенных исследований, которые были получены с помощью ВТС “Ладога” являлись главной информационной базой для планирования работ по ликвидации аварии, а также для оценки характера и объёмов разрушений строительных конструкций и систем Чернобыльской АЭС.
Первый рекогносцировочный выезд ВТС «Ладога» в зону аварии был осуществлен под руководством И. С. Силаева - Председателя правительственной комиссии по вопросам ликвидации аварии на ЧАЭС СССР. Регулярно выезжали на “Ладоге” в район Чернобыльской АЭС начальник химической службы Минобороны В.К. Пикалов, академик Е.П. Велихов, министр среднего машиностроения Е.П. Славский и другие члены комиссии.
История создания ВТС «Ладога»
Среди гусеничных машин, созданных специально для работы спасателей в чрезвычайных ситуациях, «Ладога» занимает особое место. Она обладает комплексом защитных качеств, которые позволяют ей успешно действовать в самых тяжёлых условиях, надежно защищая экипаж от всех возможных средств воздействия оружия массового поражения и (или) смертельных факторов, вызванных техногенной аварией или катастрофой.
Задание на разработку ВТС конструкторское бюро получило от правительства в конце 70-х годов. Новое транспортное средство должно было обладать высокими показателями подвижности, высокой степенью защищенности и способностью длительное время работать в автономном режиме, обеспечивая надежную защиту экипажа от радиационного, химического и бактериологического воздействий.
ВТС "Ладога" на марше
Жесткие требования предъявлялись к средствам связи — как внутренним, так и внешним. Изготовление изделия предполагалось осуществить в сжатые сроки, максимально унифицировав машину с другими ранее выпускаемыми гусеничными машинами.
Работа была поручена заместителю генерального конструктора В. И. Миронову. На заводе появилось отдельное подразделение — специальное конструкторское бюро КБ-А, которое в 1982 году приступило к активной деятельности, связанной с проектированием ВТС. В разработках участвовали главный конструктор проекта В. И. Буренков, ведущие инженеры A. M. Константинов и А. В. Васин, ведущие специалисты В. И. Русанов, Д. Д. Блохин. Э. К. Фененко, В. А. Тимофеев, А. В. Алдохин, В. А. Галкин, Г. Б. Жук и др.
Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”
Базой, для реализации проекта, было выбрано хорошо отработанное шестикатковое гусеничное шасси танка Т-80 с заднем расположением МТО. На нем выполнили броневой корпус в котором разместили рабочее пространство экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, оборудование наблюдения, измерения, фиксации различных параметров внешней среды, исследовательские приборы. Аналог системы автономного жизнеобеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном объеме рабочего пространства. Имеется возможность обеспечить экипаж воздухом не через ФВУ (фильтровентиляционной установки), а из баллона, возимого над крышей МТО (моторно-трансмиссионного отделения). На внутренней поверхности корпуса крепятся элементы подбоя – противонейтронной защиты, ставшего уже классической, для всей советской гусеничной техники. Основой подбоя является изотоп Бора - 10В, который характеризуется высоким эффективным сечением захвата тепловых нейтронов (3х10 м2). Важно, что при этой ядерной реакции возникают только стабильные ядра. Также, стоит отметить, что при взаимодействии ядер 10В с нейтронами образуются заряженные - частицы, которые легко регистрировать бортовыми счётчиками. Оценивая радиационный фон внутри пространства машины и за его пределами, можно делать выводы о степени защиты экипажа.
Помимо стандартных (для гусеничных машин) средств наблюдения (перископов и приборов ночного видения), есть две видеокамеры.
ВТС “Ладога” - Вид на основной люк посадки-высадки экипажа
В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель ГТД-1250, мощностью 1250 л.с., разработанный специально для гусеничной техники НПО им. В. Я. Климова, который не имеет “обычного” барьерного фильтра и обладает свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу через проточную часть турбины, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения. Воздухоочиститель обеспечивает очистку атмосферного воздуха от пыли до концентрации не более 75 мг/м3, при средней запыленности на входе в воздухоочиститель до 2,5 г/м3.
Так же в качестве дополнительных мер предусмотрена система сдува пыли сжатым воздухом с направляющих лопаток соплового аппарата турбины. Такая конструкция двигателя позволяет быстро и эффективно производить дезактивацию. Ходовая часть и трансмиссия, разработаны специально под ГТД, имеют повышенный запас эксплуатационных свойств. Сзади, над левой надгусеничной полкой расположен газотурбинный энергоагрегат мощностью 18 кВт, обеспечивающий электроэнергией все системы машины на стоянках.
Моноблок двигателя ГТД-1250 ВТС “Ладога”
В начале 1980-х годов «Ладога» успешно прошла весь комплекс стендовых и ходовых испытаний. Но главное испытание ей предстояло ещё пройти – весной-осенью 1986 года.
Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”
Масса, тонн 42
Экипаж, чел 6
Автономность, час 48
Максимальная скорость, км/ч 75
Запас хода, км 330
Энергоагрегат, кВт 18
Ширина машины, мм 3525
Ширина гусеничных лент, мм 580
Преодолеваемый подъём, град 32
Высота преодолеваемой стенки, м 1,0
Ширина преодолеваемого рва, м 2,85
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Диапазон рабочих температур, 0С от – 45 до +40
Высота над уровнем моря, м не более 3000
Запылённость воздуха, г/м3 не более 2,5
Время запуска двигателя, мин не более 1
Применяемые марки топлив в двигателе ГТД-1250:
а) основное дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид I
б) дублирующее ТС-1, РТ ГОСТ 10227-86
в) резервное бензин А-76 ГОСТ 2084-77;
дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид II.
Расход топлива (на марше), г/л.с. 276
ВТС "Ладога" вид спереди
ВТС "Ладога" вид слева
ВТС "Ладога" вид справа
ВТС "Ладога" вид сверху
Именно этой машиной пользовалась советская партийная и научная элита для осмотра эпицентра радиационной катастрофы на ЧАЭС.
- 7147 просмотров
Блин, ведь лень быол выложить про это статью три месяца, ну молодец, переборол мою лень