Когда с верхних палуб в бушующее море посыпались люди и штабеля спасательных плотов, все, что уже не могло удержаться, в ту секунду, когда, словно по неведомо откуда поступившему приказу, среди темноты, воцарившейся вокруг после торпедных попаданий, внезапно вспыхнуло полное освещение, включая палубный свет, как это бывало в мирные годы и во времена круизов СЧР («Сила через радость» – нацистская организация), когда глазам каждого зрячего предстала вся торжественная иллюминация, когда наступил конец всему, состоялись мои вполне нормальные роды на узкой койке офицера-механика миноносца «Лёве».
Всего этого мать, находясь на корабельной койке, не видела. Ни торжественной иллюминации на накренившемся и тонущем лайнере, ни гроздьев человеческих тел, падающих с задравшейся кормы. Но матери запомнилось, что моим первым криком был заглушен тот донесшийся издалека тысячеголосый вопль, тот финальный вопль, который раздался отовсюду: из недр тонущего лайнера, с треснувшей застекленной прогулочной палубы, с захлестываемой волнами солнечной палубы, с быстро уходящего под воду носа, вопль разнесся над штормовым морем, где барахтались тысячи живых людей или дрейфовали, обмякнув в спасательных жилетах, мертвецы.
«Вильгельм Густлофф» — германский пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость», с 1940 года плавающий госпиталь. Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа. Занимает пятое место в рейтинге "Самые крупные кораблекрушения ХХ века".
Мало кто знает что-то об этом человеке и о лайнере, названным в его честь. Густлофф активно занимался националистической пропагандой и в последствии был застрелен студентом еврейской национальности. В 1937 году для крупнейшего на то время туроператора был построен огромный океанский лайнер, название которого должно было быть «Адольф Гитлер». Смерть Густлоффа послужила хорошим инструментом для дальнейшей нацистской пропаганды. Он стал героем и святым мучеником, а его именем зазвучали улицы и площади по всей стране. Но самым знаменательным было то, что с разрешения Гитлера огромный лайнер был назван «Вильгельм Густлофф» и именно с этим названием вошел в историю.
Лайнер обладал прекрасными свойствами, на нем были все удобства, предназначенные для длительных путешествий. Его история такая разнообразная, что можно сказать, что он прожил и счастливую, и несчастную жизнь, видел радость, боль и страдания. Крушение «Вильгельм Густлофф» - это предположительно самая крупная морская трагедия по количеству жертв. Возможно, из-за того, что она произошла во время военных действий, а не в мирный период, история о нем не стала такой знаменитой, как история «Титаника». В период катастрофы на корабле было предположительно от пяти до девяти тысяч человек. У каждого из них была своя история жизни, любви, утраты. Быть может не такая богатая, но все же своя искренняя и настоящая.
«Вильгельм Густлофф» был вместимостью до 1500 человек, и считался наилучшим в мире-просторные залы, бассейн, зимний сад, открытые палубы, рестораны, два театра, гимнастический зал и т.п создавали неописуемый комфорт. Несмотря на то, что он был построен по современным технологиям, цены на круизы были доступными. Билет на путешествие мог приобрести любой немецкий рабочий. Это был хорошо продуманных ход властей для закрепления нацистского режима, а также хорошая реклама для внедрения национал-социализма по всему миру.
Круизы в основном проходили по Северному морю и по Средиземному вдоль всех побережий, однако, корабль использовали параллельно и в государственных мероприятиях Германии.
С началом Второй Мировой Войны «Густлофф» изменил свое предназначение и вместо красивых туристических круизов стал совершать круизы по госпитализации. Вот так может меняться жизнь кораблей с изменением обстоятельств. Следующая жизнь лайнера - казарма для подводных войск.
К 1945 году, когда Красная армия стремительно наступала, были предприняты меры по эвакуации мирного населения. Именно поэтому огромное количество человек оказалось на «Вильгельм Густлоффе». Среди них - беженцы, курсанты, женщины, дети, старики, военнослужащие и члены экипажа. Погибло большинство… В чем же причина трагедии? Со слов спасшихся между управляющими кораблем возник спор, каким курсом идти. Решение было принято идти по прямой, коротким путем, чтобы как можно быстрее уйти из опасных вод.
В конце Второй мировой войны в ледяных водах Балтики произошла крупнейшая катастрофа, заставившая поблекнуть трагедию «Титаника». 30 января 1945 года лайнер «Вильгельм Густлофф», торпедированный советской подводной лодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско, всего за один час и десять минут ушёл на дно.
Долго подбирая маневр атаки советская лодка С-13, выпустила свои три сокрушительные торпеды…Хаос, который творился в тот момент на корабле, не описать словами - капитан успокаивал пассажиров, офицеры стреляли в толпу и друг в друга, чтобы пробраться к спасательным шлюпкам. В панике были заблокированы отсеки вместе с членами команды, что помешало ускорить процесс опускания и заполнения шлюпок. В ледяной воде Балтийского моря оказались тысячи человек. Спасли всего около тысячи. Печальная история неповторимого корабля.
В последнее время некоторые немецкие историки упорно проталкивают версию о том, что в районе катастрофы «Густлоффа» находилась, по крайней мере, еще одна советская подводная лодка.
Вот как описывает этот эпизод немецкий военный историк Гвидо Кнопп в своей книге «Гибель «Густлоффа» (издательство «Экон Ульштайн», Мюнхен, 2002 г.). По его версии «С-13» или другая русская подводная лодка атаковала, по крайней мере, один раз миноносец «Т-36», прибывший через сорок минут к месту катастрофы и заставший «Густлофф» еще на плаву. В 00:25 01.02.1945 раздался крик: «Торпеды по встречному курсу!». Лишь с большим трудом удалось командиру миноносца капитан-лейтенанту Херингу резко повернуть корабль на правый борт и избежать атаки.
В описании этого эпизода имеются удивительные расхождения в сообщениях спасшихся после катастрофы и в советских источниках. Историограф «Густлоффа» Хайнц Шён нашел в ходе своих исследований целый ряд свидетелей, которые сообщали, что сразу после гибели лайнера видели в море рубку подводной лодки и даже слышали, как подводники разговаривали между собой по-русски. Однако советские источники нигде не сообщают о всплытии «С-13» в этот момент. Бортовой журнал подводной лодки также подтверждает, что она уже ушла под воду. Может быть, в районе катастрофы находилась еще одна подводная лодка?
Я стоял у борта. К тому времени «Густлофф» уже сильно накренился. Вдруг я увидел подводную лодку. Вначале я подумал, это немецкая лодка и сказал стоявшим рядом женщинам: «Успокойтесь, это подошли спасательные суда». Но затем я увидел, как с рубки вниз спускаются три человека, которые побежали вперед и начали разворачивать орудие. Тогда я осознал, что это должны быть русские. Через короткое время они вернулись в рубку, и лодка ушла.
Тут появилось что-то длинное и черное, которое вдруг возникло из ниоткуда. Мы увидели орудие, направленное на нас. Затем лодка вновь исчезла.
Один из последних ныне здравствующих членов экипажа советской подводной лодки Алексей Астахов, проживающий в Кронштадте, утверждает, что «С-13» сразу же погрузилась и отошла от места торпедной атаки. Русские архивные материалы нигде не упоминают о повторном нападении подводной лодки. Все опубликованные документы говорят лишь об уходе «С-13» из опасной зоны под шквалом глубинных бомб.
Крупнейший специалист по истории военно-морских флотов периода Второй мировой войны немецкий профессор Юрген Ровер считает, что Маринеско упустил блестящую возможность атаковать один из самых крупных кораблей военно-морских сил Германии – тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Поскольку миноносец «Т-36» все еще подбирал уцелевших пассажиров «Густлоффа», то дрейфовавший рядом крейсер представлял для командира подводной лодки заманчивую цель. Но вне всяких сомнений советский подводник переоценил силу конвойного охранения «Хиппера». Тем не менее, советская подводная лодка настолько угрожала тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер», что тот был вынужден спасаться бегством, дав полный ход прямо через находившихся в этот момент в воде пассажиров «Густлоффа». (МОЛОРЧИК!!!)
По данным Ровера, сверенным им с российскими источниками, в этот момент в Балтийском море находились семь советских подводных лодок:
- «Щ-307» капитан-лейтенанта Калинина (4.1 – 3.2 45) – в районе Либау.
- «С-13» капитана 3-го ранга Маринеско (11.1 –15.2.45) – в районе отмели Штольпебанк.
- «Щ-318» капитана 3-го ранга Лошкарева – в районе Мемеля.
- «Щ-407» капитан-лейтенанта Бочарова – вначале перед островом Борнхольм, затем в центральной Балтике и перед Данцигской бухтой и полуострова Хель.
- «Л-3» капитана 3-го ранга Коновалова (23.1 – 8.2.45) – постановка мин в районе Виндау.
- «К-51» капитана 3-го ранга Дроздова (23.1 – 21.2.45) – в районе Кольберга, затем севернее Борнхольм и в Померанской бухте.
- «М-90» капитан-лейтенанта Русина (29.1 – 9.245) – в районе Виндау.
Могла ли какая-либо из них также принять участие в атаке на немецкие корабли в этом районе? Теоретически, да. Однако конкретный ответ может быть дан лишь после того, как будут проанализированы данные из вахтенных журналов советских лодок.
Но, скорее всего, все-таки правы авторы английской версии потопления «Густлоффа» К.Добсон, Д.Миллер и Р.Пейн, опубликовавшие в 1979 году книгу «Ночь ужаса» (в русском переводе «Правда о «Вильгельме Густлоффе», издательский дом «Нева», Санкт-Петербург, 2005 г.). По их мнению, «торпеды», вынудившие «Т-36» прекратить спасательную операцию, являлись оптическим обманом, вызванным лунным светом и волнами. За них была принята лунная дорожка с водяными пузырьками.
Фотографии "Вильгельма Густлоффа":
- 4233 просмотра