Можно уверенно сказать, что радиация стала частью нашей жизни, пусть она не всегда используется во благо. Атомные электростанции вырабатывают энергию, о магнитосфере и солнечном ветре рассказывают школьникам, для лечения рака используют радиотерапию, а ядерное оружие и лучевая болезнь уже не в диковинку, хотя по-прежнему пугают. Но 26 апреля 1986 года взрыв на Чернобыльской АЭС доказал, что человек ещё не подчинил себе силы природы. Давайте вспомним, какой радиация показана в культуре, точнее, в видеоиграх.
Перед тем, как перейти непосредственно к произведениям, два уточнения. Первое: в этом тексте упомянуты не все творения, где так или иначе присутствует радиация. Часть отброшена, потому что автор хотел на примерах показать разные способы поместить X-лучи в сюжет и сеттинг, а не перечислить все стратегии с ядерными ракетами. Некоторые игры не попали сюда по незнанию или из-за короткой памяти. В таком случае приглашаю вас поделиться ими в комментариях.
Второе: для удобства выделим «техногенную» и «естественную» радиацию. К первому виду отнесём ту, что используется в созданных человеком механизмах, ко второму — излучение, не связанное с деятельностью разумных существ.
Начнём наш разбор с техногенной радиации. Раз уж речь зашла о Чернобыльской катастрофе, сразу упомянем серию «S.T.A.L.K.E.R.». В играх этой трилогии радиация — следствие двух взрывов на электростанции — постепенно накапливается в организме главного героя, из-за чего он рискует подхватить лучевую болезнь. Схлопотав большую дозу, игрок постепенно теряет здоровье. Для вывода лишних зивертов используются медицинские препараты и фирменная водка «Казаки».
Вообще радиация как агрессивный фактор внешний среды — довольно частый гость видеоигр. Наиболее популярная причина повышенного фона — ядерная война. Не отходя далеко от украинских компаний, вспомним серию «Metro», где излучение в основном встречалось на поверхности — в мёртвой Москве. По лору именно из-за него люди живут под землёй, а не выходят из убежищ. Мутанты, бродящие по городу, тоже следствие атомных взрывов.
Более классический пример — серия «Fallout», в которой ионизирующее излучение играет одну из главных ролей, создавая вселенную игры. Во-первых, ядерный распад, основной источник энергии до войны, — неотъемлемая часть ретрофутуристического сеттинга. Во-вторых, суть Fallout, как и его прародителя Wasteland, — это приключения в пустоши, в которую превратились США после атомных бомбардировок. И в-третьих, радиация создаёт новых обитателей этого мира — друзей и врагов главных героев. Например, люди из-за сильного облучения превращаются в гулей. Помимо этого, лучевая болезнь здесь, кроме Fallout 4, встроена в систему SPECIAL. Игровой аватар, накапливая дозу, постепенно теряет очки характеристик, так как чувствует себя всё хуже и хуже.
Но выше перечисленные игры описывают мир уже после применения ядерного оружия. Заняться непосредственно армагеддоном с помощью неконтролируемых цепных реакций можно в DEFCON, стратегии которая моделирует глобальный военный конфликт с применением всех доступных хлопушек. Шесть не обременённых моралью игроков управляют авиацией, флотом и пусковыми шахтами. Степень боеготовности, тот самый DEFCON, постепенно растёт с пятого до первого уровня, на котором запускаются межконтинентальные ракеты.
Бахнем, обязательно бахнем. Но на DEFCON-1
С экономической точки зрения атомная война показана в серии Civilization. Уже в первой части появляется проект «Манхэттен», успешное завершение которого позволяет конструировать «Толстяков» и «Малышей». После их применения клетки нужно очистить от радиационного заражения, чтобы снова получать бонусы и ресурсы.
Но не боеголовками едиными живёт серия Сида Мейера. В ней представлен и мирный атом — в виде АЭС, которая повышает производство в городе. Начиная с Civilization III для создания связанных с полураспадом благ используется уран, который ещё нужно найти на своих или чужих землях.
Вернёмся к атомному оружию, более популярной в игровой сфере теме. В одиночной кампании Battlefield 3 главные герои, морпех США и спецназовец ГРУ, пытаются остановить террористов с ядерными бомбами в Нью-Йорке и Париже, соответственно. Но предотвратить взрыв во французской столице не удаётся, из-за чего погибают 80 тысяч человек, а выживший российский оперативник страдает от лучевой болезни.
Немного под другим углом немирный атом показывает трилогия Call of Duty: Modern Warfare. X-лучи — точнее, ядерное оружие — играют не последнюю роль в сюжете подсерии и представлены тремя «разновидностями». Первая — радиоактивные материалы для бомб, вывозимые злыми русскими из Чернобыльской зоны отчуждения в CoD 4. Вторая — непосредственно грибные заряды, например, ящик с корабля в Баренцевом море из первой части или межконтинентальные ракеты ультранационалистов, которые главные герои несколько раз за серию взрывают в атмосфере, разрушив МКС в MW2. Третий вариант — само излучение и радиационное заражение, от которого погибает один из аватаров игрока в Modern Warfare — морпех Пол Джексон.
Закрывая тему техногенной радиации, вспомним также о фразе «Nuclear launch detected» из дилогии Starcraft и о Тучанке из Mass Effect 2 — родной планете кроганов, превращённой в радиоактивную пустошь во время атомной войны. Эти произведения также примечательны тем, что в них показана и естественная радиация.
В миссии «Сверхновая» одиночной кампании Wings of Liberty излучение увеличившейся звезды становится причиной пожаров на планете. Из-за них игроку приходится перемещать строения ближе к тёмному полушарию, спасаясь от стены огня.
Похожие неудобства командору Шепарду доставляет звезда Долен в миссии на Хестроме. Магнитное поле планеты недостаточно интенсивно, чтобы отклонять солнечную радиацию. Поэтому энергетические щиты почти не работают под открытым небом, а отряд игрока вынужден держаться в тени.
Последствия влияния ионизирующего излучения на органику показано в польском шутере Bulletstorm. Его события разворачиваются на планете Стигия — бывшем курорте. Обслугой на ней были заключённые, которые, в конце концов, подняли бунт и уничтожили антирадиационные фильтры. Из-за этого фон на поверхности повысился и живые существа — растения, животные и люди — превратились в агрессивных мутантов, с которыми приходится сражаться игроку.
- 2260 просмотров