Последняя часть S.T.A.L.K.E.R., «Зов Припяти», вышла 10 лет назад, однако фанатские работы всё ещё продолжают выходить — графические улучшения, сюжетные модификации и глобальные проекты вроде Misery или Lost Alpha.
Причём не все работы сделаны мододелами из СНГ: одна из самых внушительных модификаций, Call of Chernobyl, сделана западными фанатами серии. Её масштаб впечатляет: полноценная игра с более чем 30 локациями, встречавшимся в S.T.A.L.K.E.R. — в том числе и вырезанными. Внутри огромной Зоны можно сыграть за любую из девяти фракций (даже за «Монолит») и просто заниматься сталкерским ремеслом: искать артефакты, отстреливать мутантов, подбирать чужой хабар из тайников и исследовать окрестности ЧАЭС.
Сюжета у Call of Chernobyl нет — это лишь большая и удобная основа для дальнейших модификаций, в которой можно просто «пострадать ерундой». Единственные необычные вещи — Zombie Mode и Azazel Mode, особые режимы игры. Первый включает регулярный спавн зомби, которые всё время идут в сторону вашей стоянки, а второй переносит вас в тело случайного персонажа Зоны после смерти.
К 2019 году должна была выйти новая версия мода со множеством технических, геймплейных и графических улучшений. Однако проект заглох и застопорился на бета-версии. Казалось бы — мод бросили, работа над ним прекратилась. О большом фриплейном «Сталкере» можно забыть.
Но где не смогли одни — смогли другие. Другая команда, использовав наработки мода Last Day, взялась за новый, куда более амбициозный проект. Взяв версию движка «Сталкера» с поддержкой 64-разрядных систем, разработчики объединили на базе Call of Chernobyl все лучшие несюжетные моды S.T.A.L.K.E.R.: Misery, графические моды, сборки нового оружия, доработанные AI и систему A-life, социальный стелс и симуляцию войны в Зоне. И к тому же заставили всё это стабильно работать.
Так и появился S.T.A.L.K.E.R. Anomaly — проект, по масштабам сравнимый с полноценным сиквелом.
Поначалу всё аналогично Call of Chernobyl: вы выбираете фракцию, имя, аватарку и стартовую зону персонажа. Можно быть кем угодно, от одиночки до наёмника — у каждой фракции свои отношения с конкурентами. Но уже на начальном экране начинаются сюрпризы.
Во-первых, можно выбрать себе дополнительное снаряжение: лишние лекарства, еду, оружие или какую-нибудь мелочь типа сигарет, которая позже пойдёт на продажу. Всё это ограничено 1000 очками снаряжения, и чем ценнее предмет — тем дороже он стоит. Если буханка хлеба потребует 50 очков, то ржавая двустволка с пачкой дроби — все 400.
Во-вторых, режимы игры. Сюжет, в котором вам нужно выполнить главный квест по поиску тайны «Монолита», доступен только некоторым фракциям по причинам простой внутриигровой логики: «Монолит» не будет искать Монолит, да и военным данная авантюра не особо интересна. Так что история доступна лишь одиночкам, «Свободе», «Долгу» и ещё паре фракций.
А вот во всё остальное можно играть кем угодно: режим Warfare убирает любой намёк на сюжет и включает динамическую войну фракций в Зоне с борьбой за ключевые точки. Зомби-мод и Azazel повторяют аналогичные режимы из Call of Chernobyl. А режим Iron Man просто лишает вас второго шанса после смерти — вместе с гибелью персонажа заканчивается вся игра.
К тому же, всё это можно настраивать под себя: прописать точное количество попыток в режиме Iron Man, позволить сохраняться только у костров на манер Dark Souls или поставить таймер на сохранения — скажем, не чаще чем раз в пять минут. Или же запретить отдыхать, если на вас действуют какие-либо негативные эффекты типа ранения, голода или передоза лекарствами.
И в плане настройки мода «под себя» Anomaly действительно впечатляет. Настраивается практически всё: спавн вертолётов, деградация артефактов, внутриигровое радио, динамические новости в КПК, погода, эффекты, популяция сталкеров, скорость прогрессии и даже стелс.
Фракция, снаряжение и стартовая локация выбраны, игра настроена под ваши предпочтения, броское имя придумано — пора начинать. Как только вы появляетесь в Зоне, вас сразу подключают к сталкерской социальной сети: статистика с топом лучших сталкеров, карты, информация, новости и общий перечень всего населения окрестностей ЧАЭС. Обычно от 500 до 600 человек. И это не просто случайные цифры — все 500-600 человек действительно существуют в рамках вашей игровой сессии, делают свои дела в других локациях и активно обмениваются сообщениями на эту тему.
Стоит вам пристрелить собаку на Кордоне — военные с аванпоста напишут, что слышали выстрелы мелкокалиберного оружия за насыпью. Или обратная ситуация: какой-то из новичков-одиночек решил похвастаться найденным артефактом. Самое время его гоп-стопнуть — будет знать, что в Зоне надо держать язык за зубами!
В плане динамики, активностей и общего подхода Anomaly хочется сравнивать с «Космическими Рейнджерами». Мод превращает Зону в настоящую, живую экосистему, где все что-то делают: воюют, ищут артефакты, отдыхают или путешествуют. И вы — винтик в этой системе. NPC дают вам генерируемые квесты, общаются, отдыхают и меняют к вам отношение в зависимости от ваших поступков (могут даже в рейд навязаться, если у вас хорошая репутация). Все эти 500 человек «из чата» — живые персонажи, которых можно найти... и убить. Или сопроводить куда-нибудь за деньги, тут уж как хотите.
Но Зона не только живая, но и чертовски жестокая. Сказывается влияние Misery: десятки видов еды, лекарств на все случаи жизни, расходников типа клея, тряпок, деталей и инструментов для починки снаряжения. В первые часы дотошный реализм может напугать не на шутку: лекарства стоят дорого, убивают тут с одной-двух пуль из самого слабого пистолета, а рюкзак забит непонятными вещами. Зачем нужна коробка для отладки? Куда мне применять тюбик клея? А зачем журналы, тряпка и пять марок сигарет? Однако с опытом приходит понимание, и система начинает работать.
Разные скупщики ценят разный товар. Бармены охотно платят за еду и части тел монстров (которые не добыть без хорошего ножа). Торговцы любят артефакты и оружие, а медики — лекарства. Имеет смысл складировать хабар и продавать нужным людям ради большей выгоды.
Если оружие улучшается по старинке, то к костюмам нужен другой подход — любое улучшение требует дорогих расходников. Нужна защита от радиации — придётся искать улучшенную респираторную систему. И её можно не найти, скажем, у Сидоровича — придётся идти в бункер учёных на «Янтаре». Патронов они вам не продадут, зато редкое техническое оборудование — вполне.
Если с едой и расходниками проблем не возникает (при условии, конечно, что у вас достаточно денег), то вот с патронами и хорошим оружием другая история. Рядовой «Макаров» или АКМ достать не очень сложно, чего не скажешь о более редких стволах — порой, их нельзя купить в принципе, а только отобрать у «Монолита». Аналогичная ситуация с патронами — их не получится закупать сотнями, даже если калибр распространённый. В угоду реализму боезапаса в Зоне значительно меньше, чем в оригинальных играх, что повышает ценность дополнительного оружия.
На главной базе «Долга» можно достать максимум 4-5 магазинов для АК, а собрать боекомплект для «Грома» — и вовсе непростая задача. Чем мощнее и лучше оружие, тем тяжелее достать к нему боезапас. Так что пистолеты или дробовики не теряют свою актуальность: вы обязательно вспомните о них, как только патроны на любимой снайперской винтовке закончатся по причине «их просто негде купить». Особенно если эта винтовка — редкий ствол, боем отобранный у «Монолита», и необходимые расходники к нему встречаются только у фанатиков. Патроны для Гаусс-пушки я за 50 часов встречал лишь дважды — внутри сталкерских тайников в количестве 2-3 батарей, которых еле хватит на пару выстрелов.
Пускай и звучит всё это излишне хардкорно, в Anomaly подобные системы ощущаются честно: возможно, оригинальный баланс Misery в плане цен выкручен в пользу игрока, а может сказываются три уровня «хардкорности» — настраиваемый элемент, определяющий степень разброса цен и скорость прогрессии отношений/ранга персонажа.
По умолчанию стоит самый снисходительный порог цен, на котором играть приятнее всего. К тому же, не обязательно шесть часов кряду добывать собачьи хвосты, чтобы скопить на ржавый «Макаров» — помимо купли-продажи в Anomaly есть задания, за которые неплохо платят, так что перегон ржавых стволов на другой конец Зоны тут скорее дополнительный способ дохода.
Помимо заданий неплохо платят за артефакты. Они стали куда как проблемнее: постоянный радиоактивный фон вредит вам, и если в рюкзаке нет специального контейнера — носить их будет тяжело. Зато и стоят такие вещи огромных денег — артефакты в Anomaly попадаются реже, но и продаются вдвое-втрое дороже, чем в оригинальной игре.
А если вам нужны улучшения «на пояс», то помимо чудо-камней в моде есть различные навесные модификации — например, кевлавровые пластины или улучшающий выносливость прибор. Такие обвесы занимают те же слоты, что и артефакты, однако они не «фонят». Зато могут ослабить ваш костюм — так, железные нашивки повышают проходимость тока по телу, тем самым увеличивая входящий урон от электрических аномалий. Кстати, вместо нашивок для брони можно использовать трофейную шкуру мутировавших животных — дёшево и сердито.
Ребаланс артефактов — это важная деталь, которая сделала Anomaly гораздо ближе к «тому самому» S.T.A.L.K.E.R. По оригинальной задумке, найти радиоактивные образования с «волшебными» свойствами очень тяжело, и стоят они огромных денег. В итоге в «Тени Чернобыля» они просто валялись по округе, словно грибы, и стоили едва ли больше пистолета. В последующих играх ситуация стала лучше, но не намного. А вот в Anomaly найти артефакт — настоящее счастье. Случайно найденное сокровище Зоны может принести доход трёх хороших заданий.
Вообще, удивительно, насколько правильные геймдизайнерские решения реализованы в Anomaly. Помимо артефактов хочется высказаться о самих сталкерах. Их мало — около 500 на всю Зону. И это замечательно: Зона Отчуждения ЧАЭС — это относительно небольшая территория, на которой обитают лишь небольшие группировки авантюристов, бандитов и исследователей. Закрытая экосистема на просторах брошенного, неприветливого и мистического края.
Оригинальные игры серии S.T.A.L.K.E.R. идут вразрез с этой идеей — в той же «Тени Чернобыля» людей в Зоне настолько много, что финальные часы превращаются в батальную сцену из какой-нибудь Call of Duty. Возникает множество вопросов: как такие толпы смогли проникнуть за кордоны военных, как они выживают с ограниченными ресурсами так долго и с таким количеством людей? Anomaly исправляет эти недочёты: на любой локации с трудом наберётся пара десятков человек, а встреча с людьми по дороге в какой-нибудь лесной глуши — это событие.
И не только потому, что человек в Зоне теперь — редкость. Каждый из сталкеров представляет реальную угрозу из-за переработанного баланса. Оригинальные игры серии грешили проблемой «губок для урона»: если вы не играли на самой высокой сложности, враги могли выдерживать очень много попаданий, особенно если вы пользуетесь малокалиберным оружием типа пистолетов или лёгких автоматов.
В Anomaly всё реалистично: с пистолета можно пристрелить кого угодно (исключение — лишь укреплённая кевлавром тяжёлая броня и экзоскелеты). Лёгкая кожаная куртка не защитит ни вас, ни врага от выстрела «Макарова», а военный «Берилл» — от тяжёлого патрона винтовки Мосина. Вкупе с доработанным интеллектом противников и пониженной популяцией высокая смертность превращает битвы в тактическую дуэль: нужно выстрелить раньше и точнее противника, ведь попытаться попасть по врагу снова вам вряд ли дадут. В бой идут обходы, манёвры, обманы и преимущество укрытия или расстояния стрельбы. Ведь и вам, и оппоненту достаточно пару выстрелов для летального исхода.
Тактика в Anomaly играет большую роль: помимо баланса урона здесь, без всяких шуток, работает стелс. Не такой крутой, как в современных ААА-проектах, но всё же — это рабочий стелс в S.T.A.L.K.E.R. К примеру, если вы стреляли из кустов по врагу и незаметно переползли в другие — противники побегут проверять первое укрытие, пока не заметят вашу новую дислокацию.
Чтение мыслей и сверхчутьё у NPC заменили на простенькую логику поведения. Противники могут как не услышать глушитель или потерять вас из виду, так и тихонько подползти за спину, пока вы осматриваете чей-то труп. Я сбился со счёта, сколько раз они чуть не довели меня до инфаркта этим фокусом — хотя бы топайте громко, сволочи!
А теперь добавьте к этому стелс социальный: можно надеть униформу вражеской группировки, и те примут вас за своего — равно как и бывшие друзья будут считать вас врагом. Однако, если вы не хотите заморачиваться с нашивками на броне, которую вы подняли с трупа (а её теперь можно забирать у врагов) — эту фишку можно просто выключить в настройках. К слову, с «Монолитом» этот фокус не сработает — они видят врага даже через маскировку.
Ещё немного о хардкоре и реализме: при сильном облучении радиацией или передозе лекарствами персонажа начинает сильно лихорадить. Будьте осторожны при применении препаратов и исследовании подземелий без соответствующего снаряжения
Но вернёмся к боям. Помимо прочего, их хочется похвалить за разные мелочи: оглушающий взрыв выстрелов крупного калибра (от грома двуствольного ружья у персонажа закладывает в ушах), дым из ствола, ударная волна, отдача и реалистичная баллистика, которая была в серии и без всяких модов. Стрелять в Anomaly очень приятно, а особенности вроде настильности и пробития брони превращают сражения в этакую упрощённую версию Escape from Tarkov.
Конечно, многие фишки Anomaly любители модификаций для S.T.A.L.K.E.R. уже видели. Ведь по сути Anomaly — доработанный Call of Chernobyl, к которому добавили почти десяток других дополнений. Социальный стелс, куча расходников, новая графика и доработанный интеллект — всё это отдельные модификации, которые вы могли видеть по одиночке. Однако в Anomaly собрали все эти элементы в единую и рабочую систему.
И «рабочая» — это ещё мягко сказано. За 50 часов игры Anomaly вылетела у меня лишь трижды, а баги в игре были совсем уж незаметными и минимальными. Единственное, к чему можно придраться — высокая требовательность (бюджетные ноутбуки такой громоздкий мод не потянут) и очень долгие загрузки даже на SSD. Однако учитывая, сколько мододелам удалось впихнуть в старый X-Ray Engine, это можно считать достойным результатом. Да и к тому же сейчас Anomaly находится в бете — многое ещё могут доработать и оптимизировать.
К слову, разработчики модификации не останавливаются на достигнутом: в будущем в Anomaly планируется добавить динамические следы от пуль, сползающие по окнам и стёклам масок капли, инерцию оружия при повороте камеры, графические эффекты и различные геймплейные улучшения и мелочи.
Не смотря на статус бета-версии, модификация полностью играбельна и даже проходима. Хотя, стоит сказать, что текущий основной сюжет не поддаётся никакой критике, уступая по качеству самому процессу «сталкинга». Весь поиск разгадки «тайны Монолита» сводится к зачистке всех восьми-девяти лабораторий и подземелий, а также финальному рейду на Генераторы, самую дальнюю и опасную локацию ЧАЭС. А там вас ждёт ужасно сделанное подземелье с непонятным невидимым антагонистом и выбор, один из вариантов которого — бесконечный бой у подходов к Монолиту с проседающей кадровой частотой, высоким радиоактивным фоном и вырвиглазными визуальными эффектами.
Поэтому бросайте сюжет Anomaly сразу, как только подойдёте к секретному бункеру «Монолита». Охотиться за артефактами, бродить по локациям, общаться со сталкерами и планировать рейды куда интереснее, чем пытаться пройти мод. Путь оказался куда как увлекательнее, чем конечная остановка. Anomaly — это фриплей, а не сюжетная модификация. Но, опять же — это бета, к релизу всё может измениться. Да и к тому же уже сейчас есть другие сюжетные линии — правда, на них нужно наткнуться.
За свою долгую историю любви к S.T.A.L.K.E.R. я перепробовал множество модов: Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф., «Путь во Мгле», «Долина Шорохов», «Пространственная Аномалия», Lost Alpha, Misery, Call of Chernobyl и даже трешовые поделки и отвратительные графоманские сюжеты от «Васянов». И должен сказать, что из всего пройденного Anomaly — самый удивительный мод.
На базе всем знакомой и многими любимой игры разработчикам удалось создать маленький, живой мир, о котором когда-то со страниц игровых журналов нам рассказывали сами разработчики. Фанатская модификация оказалась настолько близка к идеям мифического «того самого Сталкера», что её хочется окрестить если не сиквелом, то переходным мостом между частями.
Суровые условия выживания, малая населённость, невероятная ценность простых бытовых вещей типа еды, сигарет и патронов, чудовищно редкие и дорогие артефакты — и всё это с умеренной долей хардкорности (если, конечно, вы сами не докрутите её до уровня Dead Air).
И даже если вам не кажется, что Anomaly — «тот самый» S.T.A.L.K.E.R., благодаря тонкой настройке практически каждого её аспекта модификацию можно настроить полностью под себя. Тем самым, своими руками собрать «Сталкер мечты».
Скачать модификацию с ModDB
- 3243 просмотра