2183 год.
Капитан Шепард, приписанный к экспериментальному кораблю Нормандия (SR-1), подчиняющегося Альянсу Систем, отправляется на задание, целью которого является доставить артефакт древней цивилизации Протеан, найденный археологами на одной из человеческих колоний Иден Прайм, на одну из центральных планет альянса. Во время выполнения задания область археологических раскопок подвергается атаке гетов — расы разумных роботов — которые также пытаются захватить артефакт. При контакте с артефактом Шепард видит некое видение апокалиптического характера. В ходе дальнейших путешествий Шепард понимает, что видение является предзнаменованием будущего. На своем пути он встречает представителей инопланетных рас, которые впоследствии присоединяются к его команде.
Шепард получает задание нейтрализовать турианца Сарена, бывшего Спектра — члена элитного подразделения, призванного защищать Галактический Совет любыми методами. Сарену каким-то образом удалось заключить союз с гетами. С их помощью он желает ускорить возвращение древней кибернетической расы, Пожинателей , которая, согласно легендам, должна уничтожить всю разумную жизнь в галактике.
По стилю игра напоминает другие игры от BioWare. Игрок может выбирать двух компаньонов для каждого задания, причём выбор можно изменить лишь вернувшись на корабль. В игре есть пять категорий оружия: пистолеты, штурмовые винтовки, дробовики, снайперские винтовки и гранаты. Оружие (кроме гранат) имеет бесконечный боезапас, но быстро перегревается, из-за чего его приходится использовать осторожно.
В Mass Effect есть некоторое подобие магии. Особые индивиды (биотики) имеют врожденную способность управлять локальными гравитационными полями, что выражается в наличии у некоторых персонажей разнообразных навыков телекинетического характера. Во время боя игрок может войти в тактическое меню (игра при этом приостанавливается), в котором можно сменить оружие (себе или компаньонам) или указать какую из способностей использовать. Также можно выбрать цель для какой-либо способности (своей или компаньонов).
В игре существует шесть игровых классов (для людей), три из которых являются базовыми, и три — смешанными:
Солдат — боевой специалист, умеющий хорошо обращаться со всеми видами оружия, а также носить тяжёлую броню. Не имеет биотических способностей.
Инженер — специалист по технологиям. Использует голографический «уни-инструмент» для взлома систем безопасности, ремонта оборудования, отключения вражеского оружия и силовых полей, а также лечения союзников. Не имеет биотических способностей.
Адепт — специалист-биотик. Не обучен использовать тяжелое вооружение, но имеет широкий арсенал мощных биотических способностей.
Разведчик — класс, сочетающий качества солдата и инженера. Более сосредоточены на использовании технических способностей, чем на лечении. Может носить легкую и среднюю броню и обращаться со снайперской винтовкой и пистолетом.
Штурмовик — смесь солдата и адепта. Смертоносен в ближнем бою, так как может отлично обращаться с дробовиками и использовать основные биотические способности.
Страж — смесь инженера и адепта. Не имеет хорошей боевой выучки, наиболее полезен в качестве поддержки. Лучше приспособлен для биотических или технических работ.
В первой части Mass Effect по завершении необязательного задания на Луне, игрок получает возможность изменить свой класс на один из новых:
Защитник (бастион) — мастер по использованию биотических способностей для обороны; может наносить урон врагам, находящимся в стазисном поле. Доступен для адептов и стражей.
Спецназовец — отлично обращается с любым возможным оружием. Доступен для солдат и разведчиков.
Санитар — талантливый медик, способный излечить даже самые серьёзные раны. Доступен для инженеров и стражей.
Мститель (немезида) — боевой биотик, специализирующийся на разрушительных биотических способностях. Доступен для адептов и штурмовиков.
Агент— высококлассный сапёр. Доступен для инженеров и разведчиков.
Штурмовик — солдат, задача которого — пережить врага. Доступен для солдат и штурмовиков.
У инопланетян также есть свои индивидуальные классы, являющиеся вариациями вышеупомянутых. Инвентарь в игре позволяет игроку получить доступ к своему снаряжению и снаряжению компаньонов.
После выхода игры разработчиками было выпущено 2 дополнения для Xbox 360 и компьютерной версий игры.
Гибель с небес (англ. Bring Down the Sky)
Станция «Вершина» (англ. Pinnacle Station)
На озвучивание персонажей было приглашено множество голосовых и киноактёров, включая Сета Грина (Джеффа "Джокера" Моро) и Ланса Хенриксена (Стивен Хакетт).
Вокруг сексуальной сцены в игре в американских масс-медиа разгорелся скандал, в котором критики обвинили издателей игры в пропаганде порнографии и неуважения к женщинам среди детей и подростков. Впоследствии, лично ознакомившись с игрой, критики принесли публичные извинения игровому сообществу.
Имя одного из героев игры, капрала Ричарда Л. Дженкинса, является отсылкой к имени одного из самых известных игроков в MMORPG World of Warcraft Бена Шульца, играющего под именем Лирой Дженкинс. Также, характер капрала Дженкинса и его гибель связаны с персонажем Шульца, скандально прославившимся из-за этого на весь мир.
Имя другого героя, Эшли Уильямс — отсылка к персонажу кинотрилогии Зловещие Мертвецы, Эшу Уильямсу.
В качестве топлива расы используют гелий-3 — реально существующий изотоп гелия, предлагаемый к использованию в межзвёздных перемещениях.
Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com
Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA