Итак, что же толкает человека стать писателем? То есть, для чего мы пишем и ждем реакции на свои произведения? Ответов тут много и каждый находит для себя конкретное объяснение того, почему он берется за ручку или садится за клавиатуру. Но существует по сути дела всего три группы писателей, что, впрочем, не мешает им переходить из одной группы в другую или комбинировать их. Это:
- те, кто хочет передать свой или чей-то опыт в какой-либо отрасли, описать событие и т.п. В творчестве они могут использовать описание своей работы, знакомых, случаи из жизни, наставления по выходу из тех или иных ситуаций и многое другое. По большей части эти люди являются альтруистами, потому что своими действиями хотят изменить к лучшему или худшему если не весь мир, то хотя бы часть его. Они учат тех, кто еще не был в таких ситуациях, как из них выходить!
- те, кто занимается анализом, систематизацией, собирательством различный фактов, историческими и другими исследованиями и т.п. – в общем контексте вопроса используя информацию уже существующую, а не привносимую собой. Они осознают, что делают полезное для кого-нибудь дело, что может вполне объяснимо придавать им силы для их работы. Ведь полезные кому-то дела этим кем-то могут и оплачиваться, и под именем кто-то может фигурировать хоть один человек, хоть целая страна.
- те, кто хочет сделать этот мир немного лучше или хуже. Как они это подадут, так читатель и увидит его: привлекательным или отталкивающим. Здесь все зависит от того, что именно хочет сказать автор. Развлечь нас или напугать, успокоить или разгневать. Именно вот эта категория писателей нас интересует больше всего, как создателей своего фантастического мира или развития мира уже созданного кем-то другим. Начинающий автор, а особенно если это школьник, не может много рассказать о своем жизненном опыте или каких-то специфических знаниях в области. Поэтому он пишет о том, что ему нравится, старается скопировать известные ему книги, фильмы и другие вещи, которые как-то привлекают его.
Писатели в упомянутых группах разделяются на два вида:
- те, кто пишут ради известности или заработка. Эти люди отлично владеют своей аудиторией, у них есть определенный круг фанатов и издательствам выгодно иметь с ними дело, потому что они приносят этим издательствам доходы. Эти же люди знают и умеют увлечь своего читателя. Однако со временем читателям перестает нравиться то, что они пишут, потому что некоторые их них начинают выпускать не очень качественные вещи, а также «растягивать» произведения для увеличения объема. Народ «клюет» на известную фамилию, но в итоге у такого писателя остаются исключительно фанаты, для которых главным фактором по сути дела является личность автора.
Из-за того, что их имена являются «раскрученными» и они реально пользуются своей славой в определенных читательских и издательских кругах, у некоторых их них может наблюдаться потеря качества произведений, какой не было до того, как они стали известны и были авторами вида номера два, то есть
- те, кто пишут ради идеи (сюда же входит развлечение самого автора или его хобби). Подавляющее большинство авторов начинало именно с того, что они «выкладывались по полной», из-за чего были замечены и впоследствии стали востребованы публикой. Сама идея того, что двигает их творчество, им очень интересна, они могут говорить и думай о ней все время, их волнуют те вопросы, которые затрагиваются в этой теме. Продукция, которую они выпускают будет качественная и содержательная, потому что в нее вложена душа автора! Конечно, бывает (и очень часто) так, что автор не может донести свои мысли до читателя доступно и легко, происходит естественный отбор – без «раскрутки» этому автору не суждено добиться большого признания.
Все это я описываю для того, чтобы объяснить: известность или достижение целей, которые автор поставил перед собой написанием книги, может прийти к нему исключительно после очень больших вложений – умственной работы или денежных средств. Про последнее говорить не имеет смысла, потому что всем известны книги, которые издаются и раскручиваются за чей-либо счет. Обычно такая литература не слишком хорошо запоминается, если говорить о ней мягко.
Итак, что же сделать начинающему автору для того, чтобы донести свои мысли до читателя? Ведь если получится это, то не исключено, что в дальнейшем этот писатель станет настолько интересен, что по его книгам начнут снимать фильмы и делать компьютерные игры! По идее это совершенно нормальная цель или мечта.
Первое: пишите то, о чем знаете. Знание предмета или как это говорят «быть в теме» первое требование для того, чтобы заинтересовать читателя, который в вашей книге может искать ответы на свои вопросы. Чтобы быть в теме, совершенно необязательно менять место жительства или работу. Достаточно читать другую литературу по этой же теме, интересоваться всем, что связано с ней, каким-то образом систематизировать ее. Можно даже все необходимое узнать из Интернета или из рассказов знакомых! Главное условие – чтобы было правдиво и достоверно или хотя бы выглядело таковым.
На своем примере скажу, что писать роман про мир Чернобыльской Зоны я начал только после прочтения большинства на тот момент фанатских рассказов и официальной серии, перелопатил кучу других источников, а также просмотрев все фильмы, которые смог достать. Про то, что сам исходил Зону вдоль и поперек в образе Меченого, даже и говорить не имеетсмысла! Если бы я сделал это раньше, то попал бы в число первых, но такова моя натура (и, по мнению многих, плохая черта) – если я что-то делаю, то вникаю в это дело полностью, пытаюсь узнать материал досконально, чтобы иметь возможность ответить на любой вопрос.
Второе: написанное на бумаге или на компьютере обязательно прочесть на предмет повторяющихся слов или схожих слов по звучанию (очень раздражает читателя), стилистических ляпов и всяческих нестыковок по сюжету, которые в процессе написания не всегда определяются. Отдайте внимание мелочам, постарайтесь представить перед собой всю картинку, которую описываете. А то получится совсем уж абсурдно: был сильный ветер и на ветках пели птицы (реальный пример из одного фанатского рассказа).
После прочтения и правки ошибок, постарайтесь распечатать – так вы увидите текст уже в более удобной форме. И поверьте, еще найдете какие-нибудь погрешности. Которые не понравятся даже вам!
Третье: дайте почитать произведение не только тем, кто знает вас как писателя, но и людям, которые совершенно не подозревают от вашей гениальности. Подкиньте им распечатку или рукопись, узнайте их независимое мнение. Сделайте выводы.
Четвертое: если не спешите с отправкой в издательство, то поместите произведение в Интернет. В первую очередь на том сайте, где сохраняются авторские права. Обычно эти сайты поддерживают необходимый сертификат, который в случае судебных разбирательств может понадобиться вам как доказательство. Однако, на сайты нельзя надеяться слишком уж сильно – сервер может быть плохо защищен от компьютерных пиратов или банального пожара. Так что записанное на «болванку» произведение будет хорошим доказательством времени написания. Также как и рукопись, если она сделана на бумаге.
Лично я сделал ошибку в том, что на том же «Самиздате» или «Прозе.ру» несколько раз редактировал свой роман вместо того, что просто указывать номера версий и прикреплять описание того, что исправлено. Учитесь на моем примере, как делать не надо!
После того, как выложили его на общедоступном ресурсе, можете поискать форум, где соответствующая тема будет обсуждаться, то есть существует раздел, где обсуждаются подобные книги. Желательно, если такой форум будет не один. Почитайте комментарии. Если их нет, то почитайте тех авторов, которые там уже находятся и отпишите им насчет их произведений. Этим вы привлечете к себе внимание и узнаете что-то новое.
Если на этом форуме не только писатели, но и поклонники подобной литературы, то не исключено, что появится тот читатель, которому ваше творчество не будет безразличным!
Вообще, вы должны определиться с тем, что вы все-таки хотите. Не нужно думать, что известность сразу придет к вам. Она достигается очень и очень тяжелым трудом – хотя бы над своей книгой. Но чем качественнее и интереснее вы ее сделаете, тем быстрее будете наслаждаться результатами. Некоторым не хватит и миллионного тиража, а некоторых устроит пара лестных отзывов на форуме. Все, как говорится, от желания и от амбиций. Но никогда не нужно заранее самому унижать свою книгу словами «мой бред» или «моя писанина». Читатель видит, что вещь еще сырая, ему становится неинтересно ее читать уже до того, как он увидел первые строчки! Лучше напишите, что ждете советов по дальнейшей шлифовке книги – читатель вполне реально ощутит, что к его мнению прислушиваются, и он помогает автору!
После того, как на всех форумах получены одинаковые в своем большинстве ответы, вы должны задуматься о том, что есть смысл что-то менять или же его нет. Не исключено, что вашу книгу просто не поняли люди по совершенно разным причинам. Они могут быть не в теме или они могут не понимать ее в силу своего возраста – ваше описание дискоклуба и цен на коктейль мало что скажут вашей бабушке! Или же ваш знания и диплом по квантовой физике мало впечатлят, скажем, игрока в «Doom» из третьего класса. У каждой книги есть своя аудитория. Даже в таких вроде бы игровых мирах как Чернобыльская Зона S.T.A.L.K.E.R. есть вещи, которых может понять только человек прочитавший «взрослую книжку» «Пикник на обочине». Те, кто еще мал или не читал ее, просто не узнают всего того, что напишет очередной «взрослый» фанат в своей книге, но они могут очень поторопиться с написанием комментария, который автор воспримет как повод для ругани и спора!
Лично я сделал несколько раз такую ошибку, пытаясь что-то доказать на форумах, где основной массой были дети. Бесполезный стук по клавишам и лишние нервы! Автор, прибереги их для собеседника, который понимает все, что ты хочешь сказать!
Вот и вопросу о критик подошли наконец... Много ходит суждений о том, как следует критиковать и кто может это делать. Но сказать тут можно только одно – если в магазине покупатель с первых строк не втянется в вашу книгу, то он ее и не купит. Вы не должны писать так, что вас начнут высмеивать вашими перлами. То есть вы можете так написать, но потом, после проверки и правки, что я указал чуть выше, вы отослать обязаны уже обработанное произведение. Чтобы меньше было над вами насмешек со стороны прочитавших.
Это было сказано мною в защиту критиков (конечно же, непрофессиональных) – на все, что плохо написано, указывать можно, даже необходимо! Потому что не каждый автор видит свои ошибки даже после многократного прочтения. Обратная сторона этой медали в том, что критик-любитель не везде и не по всякому может высказывать свое мнение, хотя слово «может» тут немного неуместно, потому что он волен высказываться как угодно, разве только последствия могут быть на его совести. Не сомневаюсь, что был не один и не два случая, когда особо жесткой «оценки» произведения начинающий автор отказывался от дальнейших творческих поисков и бросал писать. Впрочем, вопрос этот очень щекотливый. И зависит от тактичности «критика» и вспыльчивости писателя. Противоположные им люди одинаково хорошо отзываются обо всех произведениях, а какие-то авторы вообще не обращают внимания на комментарии!
В итоге я советую делать следующее: если вы поместили свой рассказ на форум, то должны быть готовы к любой критике, начиная от доброй и глупой и заканчивая глумливой. Для себя вы должны уяснить, что писавший ее человек возможно и сам хотел что-то написать, но его таланта и сил хватает только на то, чтобы «срать в каментах». Разве стоит такой человек вашего внимания? Другое дело, если пишет критик злой и глумливый, но свои придирки обосновывающей с пользой для шлифовки произведения. И такого человека можно понять – не исключено, что ему попадалось очень мало хороших работ или он просто злой на всех вокруг. От того, что он выплеснул негатив на вас, ему стало легче, а вы должны воспользоваться его замечаниями, если вы найдете их подходящими. Если нет, то плюньте на все и не обращайте внимания – всегда найдется тот, кто напишет более конструктивно, нужно только поискать.
Большое значение для самолюбия автора играет ресурс, на котором его произведение обсуждается. Особенно если это «открытый» форум и все желающие могут видеть, как вас рвут в клочья. Да, неприятно. И нехорошо со стороны того, кто так о вас написал. Но вы сами виноваты – вы знали, куда посылаете рассказ. Вы его недоработали!
Лично у меня была и такая ошибка на нескольких форумах. Я расстраивался по поводу того, что кто-то писал в самом начале темы плохие отзывы. Я не мог понять, что если мое произведение кто-то прочитает, и оно ему понравится, он сам посоветует его другим. Не повторяйте моих ошибок, учитесь, пока молодые!
Пишите качественно, выигрывайте литературные конкурсы, ищите литературных агентов, которые продвинут ваше творчество в издательства. А если не получится напечататься, не переживайте – у вас к тому времени должны появиться персональные поклонники. Кому-то ваше творчество дорого, пусть таких людей мало, но для них важно ваше слово и ваше мнение! А это главное!
Запомните, всеобщее признание и мировую известность получают единицы и добиваются этого только тяжелым трудом!
Источник: http://blikportal.com/forum/198-608-1
Спасибо, Пепел. Очень интересная и поучительная статья. Мне 13 и у меня писать- хобби. Я три раза выигрывал в литературных конкурсах школы, один раз бил на областном, но там занял 5-ое место. Несколько раз мои рассказы публиковались в газете. Вопрос: почему ты назвал "Пикник на обочине" взрослим и "маленькие" его не читали и не поймут? Я вот 2 месяца назад прочитал его и проникся- в книге очень много философских вопросов, которые люди рассуждают годами. Я проникнулся "Пикником на обочине" с первых страниц. Писал ищо продолжение( нигде не опубликовывал- просто для себя). Кстати, есть ищо одна группа писателей: которые берут книгу, читают ее, а когда дочитают- пишут продолжение. Я ,наверное, из этой группы)
Редрик Шухарт, - статья скопирована, источник указан внизу...
Мне ещё самому учиться и учиться , чтобы писать достойно и интересно.
спасибо тебе.
Прочитал, безусловно интересно :)Эхх, вспомнил подобные темы от .Шрама (старички вспомнят),надеюсь зарождающиеся писаки нашего сайта доберутся до прочтения этой статьи.Выскажу своё мнение на счет "Пикника",книга безусловно интересна, в качестве интересной вселенной, но назвать Стругацких великими философами сложно, на мой взгляд они обычные дети "той диссидентской советской "еврейской" среды",которая активно жила и творила (зачастую ересь) до самого развала союза(и творит до сей поры).ИМХО.
Макрофаг, все мы помним Захара)))
А так хоть и копипаст, но полезный. Нужно Захару скину ссылочку. Что бы поучился.
Ему это не поможет, ему нужна смирительная рубашка...Или же банхаммером в голову, вдруг мозг, точнее то что от него осталось, на место встанет.
Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com
Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA