Капоэ́йра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и в некоторых направлениях, обилием акробатики
Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.
История капоэйры
Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш — «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.
По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от:
субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в
себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
африканского ритуального боевого танца «нголо» , являвшегося неотъемлемым
атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр — молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.
Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.
Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис возглавлял один из крупнейших киломбу — Палмарис, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.
Основатели
Местре Бимба
Рождения стиля Режиональ
Причины появления нового стиля
Примерно в 18 лет Бимба почувствовал, что Капоэйра начинает терять свою эффективность, как боевое искусство, инструмент противодействия, принимая все больше вид фольклорного искусства, который упрощен до девяти основных движений. Именно тогда Бимба начал восстанавливать движения первоначальных боев Капоэйра, добавляя к ним движения из другого африканского боевого искусства Батуке — контактный атакующий вид боевого искусства, которому он научился у своего отца. Это положило начало развитию Капоэйра Режиональ.
Легализация капоэйры в Бразилии
В 1928 году началась новая глава в истории развития Капоэйра, одновременно меняя отношение к темнокожим людям (людям африканского происхождения, привезённым в Бразилию в роли рабов) в бразильском обществе. После представления во дворце губернатора Баии, Местре Бимба наконец убедил представителей власти официально разрешить Капоэйру, доказав её высокую культурную ценность для общества.
Местре Бимба создал первую школу Капоэйры в 1932, Academia-escola de Cultura Regional, в Салвадоре, Баия. До этого времени Капоэйра была исключительно уличным боевым искусством. Тем не менее, высшие слои населения продолжали предвзято относиться к Капоэйре, считая её спортом для бедных. Для того, чтобы избавить боевое искусство от связанной с ним плохой репутации, Бимба устанавливает новые стандарты Капоэйры.
Его ученики обязуются надевать чистую белую форму, в его школе вводятся стандарты для уровней мастерства, которые необходимо периодически подтверждать, и так далее. В результате введения этих стандартов его школу начинают посещать доктора, адвокаты, политики, а также женщины, которым до того было запрещено вступление в школу.
Развитие Капоэйра Режиональ
В 1936 году Бимба вызывает бойцов любых боевых искусств на поединок. В результате этого он проводит четыре поединка с наиболее известными бойцами в Бразилии и побеждает во всех четырёх.
В 1937 его приглашают продемонстрировать стиль Капоэйра президенту Жетулиу Варгасу в результате чего Местре Бимба получает сертификат Министерства Образования Бразилии. Занятия капоэйрой у местре Бимбы начинают инкогнито посещать сын и зять президента (сам Варгас был к тому времени уже пожилым человеком).
В 1942 году Бимба открывает свою вторую школу, которые существует и в наши дни, и управляется одним из его учеников.
Местре Пастинья
Развитие Капоэйра Ангола
В 1941 году, по приглашению Аберре — одного из своих бывших учеников — Пастинья приходит на уличную роду «ladeira do Gengibirra», проходившую на площади Независимости (порт. bairro da Liberdade) — месте, где в то время собирались на игру действительные «сливки общества» Капоэйры — известнейшие местре. Аберре также был достаточно известен на этих родах. После того, как Пастинья провел почти весь день на роде, один из величайших местре капоэйры — местре Аморзиньо (порт. mestre Amorzinho), бросил ему вызов игры.
Как результат начала подобного общения, в 1942 году Пастинья основывает свою первую школу — Спортивный Центр Капоэйры Анголы (порт. Centro Esportivo de Capoeira Angola), расположенную на знаменитой площади Пелоринью. Цвета формы его учеников — чёрные брюки и желтые футболки — цвета его любимой футбольной команды «Ypiranga» Futebol Clube (клуб завоевал несколько престижных титулов, но его существование прекратилось в 1970 году). Эти цвета навсегда стали «визитной карточкой» всех игроков Капоэйры Ангола.
Местре Пастинья принимает со своей группой участие в Первом Международном Фестивале Культуры Народов Африки в Дакаре, Сенегал, проходившем в 1966 году. В тот год Пастинья привез с собой в Дакар таких великих мастеров, бывших его учениками, как Местре Жоао Гранди, Местре Жоао Пекено, Местре Гато Прето, Местре Жилдо Алфинете, Местре Роберто Сатанас и Камафеу де Ошосси.
Эти события принято считать отправными точками в истории международного развития Капоэйры Ангола.
Закат Пастиньи
В своей жизни Пастинья успел поработать как чистильщик обуви, моряк, золотодобытчик, охранник при казино, и строитель в Порто де Сальвадор (порт. Porto de Salvador') — все лишь для того, чтобы иметь деньги на пропитание и заниматься своим самым любимым делом — быть анголейро.
Тем временем в Академию Пастиньи пришли проблемы. Пастинью — старого, больного и практически полностью слепого — правительство попросило освободить здание Академии Капоэйры для его реконструкции. Пастинья так и сделал — но его здание к нему больше так и не вернулось. Вместо этого здание стало использоваться как училище для официантов. Пастинья умер в 1981 году, огорченный и морально подавленный тем обманом, которое совершило с ним правительство Бразилии, но ни единого дня он не жалел, что отдал всю свою жизнь Капоэйре. Покинутый всеми, он умер в Сальвадоре.
Свою последнюю игру он играл 12 апреля 1981 года. Местре Пастинья, родоначальник и апологетик Капоэйры Ангола, умер в возрасте 92 лет, 13 ноября 1981 года. Его дело и убеждения продолили свое существование благодаря двум его ученикам, двум местре — Жоао Гранди и Жоао Пекено, которые продолжили учить Капоэйре Ангола, преуспев в этом. На сегодня Капоэйра Ангола — детище местре Пастиньи — известна во всем мире.
Два вида Капойра
Капоэйра Режионал
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Машаду)[источник не указан 188 дней]. Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы»[источник не указан 188 дней] или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры[источник не указан 188 дней]. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.
Капоэйра Ангола
Местре Кобра Манса — один из современных апологетов Капоэйры Ангола
Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Пастиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки). Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Пастинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер[источник не указан 188 дней].
Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:
Местре Кобра Манса
Местре Мораес
закрой википедию и придумай что-нибудь сам...
Gronghaar, отстань ты от меня
Парана э, парана э парана.
Белый,нее, копипасти конечно на здоровье, ток за это больше ни копейки не дают, поэтому и смысла нет
Я не за деньги делаю я чтобы другие могли прочитать
Если захотят почитать, ту же википедию откроют.
Приеду сделаю свою статьюс блэк джеком и шлюхамит, а эта пока пусть живет
Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com
Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA