Пару дней назад в редакцию пришел сюрреалистический пресс-релиз: скромная немецкая компания bitComposer объявила «о приобретении эксклюзивных прав на создание компьютерных игр на основе известного бренда S.T.A.L.K.E.R». Неравнодушные к судьбе знаменитого постапокалиптического шутера пришли в восторг. Дальше события развивались бурно: меньше чем за сутки мы прошли через все пять стадий принятия неизбежного — S.T.A.L.K.E.R. 2 воскресла из пепла и снова умерла у нас на глазах. Сейчас мы расскажем, как это было.
(Кажется, что в таком состоянии пребывает серия S.T.A.L.K.E.R.)
Факт заключения сделки подразумевает, что популярная серия будет пополняться новыми играми. Член совета директоров bitComposer Entertainment AG, Штефан Вейл, прокомментировал это следующим образом: «Приобретение прав на использование бренда S.T.AL.K.E.R. позволит компании начать действовать в сегменте продуктов класса ААА и знаменует новый этап в ее истории. Выражаем благодарность Борису Натановичу Стругацкому за оказанное доверие».
Согласитесь, есть повод озадаченно почесать затылок. Судьба бренда и вселенной S.T.A.L.K.E.R. находится в подвешенном состоянии уже год. В декабре 2011-го, основатель и владелец компании GSC Game World, Сергей Григорович, неожиданно объявил о том, что все работы над второй частью игры прекращаются, и распустил команду разработчиков. Те вскоре основали собственную студию и теперь работают над идейной преемницей S.T.A.L.K.E.R. — условно-бесплатной игрой Survarium. Однако права на название, вселенную и сопутствующую атрибутику остаются у Григоровича. Мелькнул слух, будто их купила Bethesda, но его быстро опровергли. Понятно, что новость bitComposer вызвала оторопь: неужели Григорович решился отдать бренд на сторону? Однако первоначальное оцепенение быстро прошло, и началась вторая стадия…
(Самая типичная игра немецкой фирмы....)
Вопросы обрушились на PR-менеджеров bitComposer стремительным домкратом. Журналисты быстро нашли в пресс-релизе занятные неточности. Во-первых, Борис Натанович скончался без малого месяц назад, от этого обращенные к нему слова благодарности выглядели дико. Во-вторых, братья Стругацкие имеют опосредованное отношение к игре GSC. Изначально действие S.T.A.L.K.E.R. действительно было тесно связано с «Пикником на обочине», но ближе к релизу от оригинального произведения остались лишь сталкеры, Зона, артефакты и ряд терминов. К тому же, элементарная проверка фактов выявила, что правами на S.T.A.L.K.E.R. владеет все-таки Григорович.
Выходило, что некий зарубежный издатель выкупил у мертвого российского писателя права на интеллектуальную собственность, которой тот не владел. Раздражение игроков и недоумение прессы только усиливалось при взгляде на послужной список bitComposer: самой громкой игрой, которую издавала эта компания, оказалась Jagged Alliance: Crossfire. Помимо нее, немцы выпустили такие малоизвестные «шедевры» как FIT FOR FUN, Wildlife Park 3 и интерактивную версию немецкого телешоу Schlag den Raab. После того, как мы попросили представителей bitComposer хоть что-нибудь разъяснить, начались...
Мы долго выпытывали у издателей, что же они, в конце-то концов, купили у Стругацкого? Наиболее конкретная формулировка, которой удалось добиться: «мы приобрели лицензию на «Сталкер», а вот написание может быть любым». Либо представители bitComposer не имеют ни малейшего представления о патентном законодательстве, либо здесь кроется что-то еще. В апреле этого года Борис Стругацкий отстоял право на использование товарного знака «Сталкер». Логично предположить, что bitComposer приобрели права на создание игр по мотивам «Пикника на обочине», но в компании эту информацию опровергли. При чем здесь игры GSC — все еще было непонятно. Представительница немецкой компании упомянула в разговоре некие суды за право использования товарного знака, которые Григорович якобы проиграл. Однако копий соответствующих решений в bitComposer предъявить не смогли. Вместо этого нас отправили за комментариями к самому Григоровичу. Но уже на следующий день на официальном сайте украинской компании появилось опровержение, от которого у многих случилась...
ДЕПРЕССИЯ
(Судя по всему, возвращения S.T.A.L.K.E.R. не состоится. Увидим ли мы когда-нибудь полноценную вторую часть — тайна, скрытая противогазом)
«Всеми правами на игровую серию и бренд S.T.A.L.K.E.R. по-прежнему владеют GSC Game World и Сергей Григорович… Время от времени в сети появляются новости о продаже S.T.A.L.K.E.R. той или иной компании. Мы виним в этом исключительную популярность бренда. Даже покупку мелким издательством прав на создание игры по мотивам романа «Пикник на обочине» пытаются представить как начало работ над продолжением S.T.A.L.K.E.R». В общем, судьба второй части игры про Чернобыль и Зону остается неопределенной, перезапуск не состоится, собака все еще пребывает на сене. Остается только...
По всему получается, что bitComposer купили права на торговый знак «Сталкер», и теперь могут выпускать игры, в названии которых есть это слово. Другое дело, что никакого отношения к Стрелку и Зоне эти проекты, скорее всего, иметь не будут. К книге Стругацких, по-видимому, тоже, поскольку права на «Пикник на обочине» приобретены не были. Как метко выразился блогер Сергей Галенкин, это то же самое, что купить Дарта Вейдера, но не купить «Звездные войны».
В сети бурно обсуждается вопрос — была ли эта история пиар-ходом для привлечения внимания к неанонсированному проекту? Не исключено, но ситуация больше похожа на правовую неловкость, которая по уровню шума и нелепости напоминает недавнюю историю, когда правительство Украины заключило газовый контракт на миллиард долларов со случайным человеком. Что из всего этого выйдет, мы, похоже, узнаем не раньше следующей недели: представители bitComposer обещали-таки ответить на вопросы прессы.
- 2955 просмотров
блин хорош уже трепать нервы вы что не понимаете что игру запретили скорее всего спецслужбы Украины и Григоровичу ничего не оставалось завершить прогресс игры и никакого пиар хода нет а верить всему что пишет интернет не стоит в нём процентов 80 выдумки