В уфимском автотранспортном колледже в рамках образовательного проекта «Дороги в жизни и в искусстве» прошла встреча с искусствоведом С. Соболевской, посвященная 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В центре внимания была серия экологических пейзажей Члена-корреспондента Академии художеств, Заслуженного художника Башкортостана С. Б. Краснова. Этой серии картин в нынешнем году также исполнилось 20 лет. Уникальность ее в том, что художник обладает даром предвидения. В его картинах можно было прочитать трагедию надвигающейся техногенной катастрофы за несколько лет до Чернобыля. Композиция «День воды» (1985) стала предзнаменованием фенольной катастрофы, которая произошла в Уфе в 1990 году. Побывав в 1998 году с персональной выставкой в США, через полгода он написал композицию «Идолы на Гудзоне» (1999), изображающую башни Торгового центра, разрушенного в 2001 году в результате террористического акта.
Есть какая-то важная закономерность в том, что именно в экологически больной Уфе появилась одна из первых (а может быть и самая первая) картина о чернобыльской катастрофе. Это «Атомный сфинкс», созданный художником С.Красновым почти через месяц после аварии. Картина драматична. В ней ощутимо страшное дыхание беды. Главное ее достоинство в том, что художник воспроизвел сам феномен познания человечеством Природы. Давайте рассмотрим ее внимательнее.
Страж Царства мертвых
...На фоне пустынного вневременного пейзажа вплотную к переднему краю возвышается диковинная пирамида из кубов черного и белого цвета. Драматизм пейзажу придают предгрозовые тучи. В их мятежной симфонии отчетливо проступает грозный и скорбный человеческий лик и тающий объем массивного львиного тела. Эта фантасмагория представляет собой призрак сфинкса, распростершего по горизонту свои тяжелые земные лапы-холмы. Художник рассказывал, что он в реальности увидел очертания сфинкса среди предгрозовых облаков. Это было в те дни, когда все мы с ужасом думали о последствиях Чернобыльской катастрофы, и пожалуй, чаще, чем когда-либо взирали на небо, на облака, которые могли нести радиацию. Сфинкс - один из древнейших символов загадки, тайны. Полузверь, получеловек – легендарный страж Царства мертвых. Художник решает вписать в пейзаж замеченное им видение, изобразив радиоактивные облака, оставляющие за собой смертоносный шлейф.
Смертоносный источник
Постаментом парящему сфинксу служит черно-белая пирамида. Постамент этот необычный: в нем сфинкс находит постоянный источник питания. Почему это происходит? – Потому что у пирамиды вполне земная природа. Черный куб символизирует собой контейнер с использованными радиоактивными отходами. Белый куб – железобетонный могильник, куда отходы закладывают перед захоронением. Контуры черного куба окружены светящимся ореолом: процесс распада не окончен. Он будет продолжаться века, держа в напряжении человечество, угрожая ему смертью невидимой, коварством непознанного врага.
Диалектика познания
Художник сознательно использует многослойную метафору. В картине мы можем увидеть и саркофаг, в котором захоронен четвертый энергоблок Чернобыля. И многочисленные «черные ящики» отработанного топлива, разбросанные по всей Земле, явно представляющие собой скрытую угрозу Человечеству. Действие, происходящее на картине, становится памятником не конкретным событиям, а всем вместе взятым прошлым и грядущим бедам великой Ядерной эры. Композиция картины диалектична. Сюжет не ограничивается драмой радиационного возмездия Человечеству поруганной им Природы. Из тех же кубов, черного и белого, словно ступени вырастает памятник Познанию – этому вечному двигателю развития цивилизации.
Смысловое поле картины поистине неисчерпаемо. Здесь тесно переплелись реальность с древними и современными мифами. Динамичная композиция закручена ввиде спирали. Она состоит из шести элементов, которые представляют собой комбинации, дающие простор бесчисленным фантазиям. Метаморфозам, дающим беспрерывные пульсации мысли.
На переднем плане обращают на себя внимание две броские детали. Одна из них - важно выступающая гусеница. Другая – бесплотная тень, напоминающая рожки сатаны. Между ними в первом варианте картины был еще один предмет – яблоко (впоследствии его художник убрал). Яблоко – библейский символ познания и соблазна. Оставшаяся тень от яблока была преобразована в знак сатаны, чтобы обострить акценты драматизма происходящего. Легенда о древе познания добра и зла едва намечена. Доминантой композиции становится миф о ящике Пандоры. Именно этот миф в разных вариациях будет позднее использован в научных статьях о Чернобыльской катастрофе.
Ящик Пандоры
«Ящик Пандоры» - один из значимых символов в истории ядерной физики. После атомной трагедии Херосимы в 1945 году, Эйнштейн каялся: «Своим письмом к Рузвельту я открыл ящик Пандоры». Атомная бомбардировка городов Японии вызвала волну возмущений мирового сообщества. Но в мирный атом верили свято. Верили и пели: «Пусть мирный атом, надежный атом, сияет солнцем для меня». И что же? С Чернобылем «ящик Пандоры» распахнулся вновь.
Открытие в начале XX века квантовой физики поразило ученых таинственной непредсказуемостью Природы: она оказалась сложнее всех придуманных до тех пор теорий. Что наша жизнь? – Проявление Высшей воли, логика Создателя или хаос, несвязный ряд случайностей? Развитие ядерной физики – процесс закономерный. Последствия – непредсказуемы.
Магия чисел
«Жизнь на Земле – эксперимент. Бог играл в кости и проиграл» - мрачно пошутил современный философ. Известное высказывание о Боге играющим в кости также вписано в композицию картины Краснова «Атомный сфинкс». Белый куб – игровое поле. Черный куб – фишка, кость. Что же выпало на фишке? – На черном фронтальном поле видны неровные, нервные цифры: «1986». Год аварии на Чернобыльской АЭС. В них и память о реальном историческом событии, и магия чисел. Тут надо вспомнить, что сразу же после Чернобыльской катастрофы в печати появились и периодически появляются до сих пор, будоража воображение, строки из Откровения Иоанна Богослова. В них упоминается звезда Полынь, чье падение принесет неисчислимые беды. Чернобыль получил свое название от травы чернобыльника, одной из разновидностей полыни. Так что же, случайность была запрограммирована тысячелетия назад?
В «Атомном сфинксе» закодирован год катастрофы. Вглядитесь в последнюю цифру – это шестерка, одна из трех цифр, составляющих звериное, сатанинское число 666. При желании можно обнаружить и его: каждое ребро куба составлено из шести мелких кубиков, отчерченных графически. В сумме (ширина, длина, глубина) они образуют названный выше ряд. Получается гиперболизированная головоломка, нечто подобное популярному в то время кубику Рубика, собрать который человеческий разум едва ли в состоянии.
Включение символов магии предает определенную остроту композиции. Заслуживает внимание еще одно сопоставление дат, где не обошлось без мистики: авария на ЧАЭС произошла 26 апреля.
Код Дали и Малевича
В «Атомном сфинксе» реализованы крупнейшие художественные концепции XX века: масштаб события определил и масштаб выразительных средств. В текучих очертания фантастического пейзажа заметно влияние Сальвадора Дали. Черные и белые кубы отсылают нас к структурам Малевича. Известно, что для Малевича сокращение художественной формы до квадрата было примером частного проявления общего закона сохранения энергии. «Рано или поздно произойдет мистическое слияние научных открытий в области ядерной физики с религиозной концепцией», – писал Сальвадор Дали. По сути дела, «Атомный сфинкс» Краснова можно считать одной из расшифровок кода Малевича-Дали.
Вавилонская башня
Скорость, с которой был продуман и написан «Атомный сфинкс» вполне объяснима – Чернобыльская катастрофа для Краснова не была неожиданностью. Логическая цепь «человек – природа – глобальная катастрофа» в его картинах замкнулась намного раньше реального события. На протяжении многих лет художник писал урбанистические пейзажи. На них гигантские монстры промышленных объектов постепенно вытесняли все живое. Человек превращался в робота, становился винтиком гигантской машины, и его разум уже не в силах был что-нибудь изменить. Буквально накануне аварии Краснов закончил картину «Атомный город». Она представляет собой Мегаполис технократической эры, созданный по образу и подобию легендарной Вавилонской башни. Это гигантский человеческий муравейник, оснащенный достижениями неоцивилизации. Созерцание картины обладает гипнотическим действием: ты заворожен красотой инженерной мысли и в то же время тебя охватывает панический страх перед этим чудищем, поглотившим большую часть планеты.
Не менее удивительные чувства испытываешь, глядя на серию вполне реалистических индустриальных пейзажей, созданных в 1983-1984 годах: «Мираж в окрестностях Норильска», «Пейзаж с восходящей Луной» и «Отдых после трудовой недели». На последней картине промышленный объект напоминает взорванный энергоблок ЧАЭС. Он точно огромный паук опутал паутиной Землю, все погубив, все поглотив вокруг себя. Интересно, что сразу же после аварии в газетах появились фотосъемки, сделанные с вертолета. Они были необыкновенно похожи на «Отдых...», но так и остались публицистическими констатациями трагедии.
- 2422 просмотра
класс