Пт, 10/12/2012 - 14:30
«Август. Восьмого» — российский кинофильм Джаника Файзиева о конфликте в Южной Осетии, произошедшем в августе 2008 года. Это третий в мире художественный фильм на эту тему и второй фильм, снятый Россией. Съёмки были профинансированы Федеральным Фондом Социальной и Экономической Поддержки Отечественной Кинематографии. В отличие от предыдущих «Олимпиус инферно» и «5 дней в августе» этот фильм, несмотря на спонсируемость государством, официально не рекламировался как «Борьба за правду». Сюжет рассказывает о молодой матери-одиночке, которая, рискуя жизнью, вынуждена пробираться в Южную Осетию, где оказался её 7-летний сын, которого она отправила туда накануне конфликта. Фильм можно разделить на две части, которые чередуются между собой: одна демонстрирует, как в глазах маленького мальчика южноосетинский конфликт превращается в фантастический боевик с супер-роботами, вторая показывает реальность военной обстановки и путешествие главной героини. Идея «донести правду до мира» в фильме не затрагивается. Хотя фильм имеет военную тематику, в нём нет кровавых сцен или откровенных сцен убийств, весь акцент в основном строится на переплетении судеб различных людей (с которыми встречается главная героиня по ходу её путешествия) и разрушении окружающеего материального мира. Дистрибьютором фильма является компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» — российский дистрибьютор «20th Century Fox».
23-летняя кондитерша-москвичка и мать-одиночка Ксения (Светлана Иванова) очень увлечена её романом с банковским служащим Егором (Александр Олешко), из-за чего её 7-летний сын Артём (Артём Фадеев), как и многие дети из неполных семей, обделён маминым вниманием и страдает от одиночества. Поскольку у матери нет свободного времени для него, то она часто оставляет его за театральными кулисами под присмотром актёров, где он раз за разом смотрит детский спектакль о приключения мальчика Космобоя и гигантского Доброго Робота (лицо и голос Егора Бероева), которые борются против человекоподобного существа Мраковласта (в этой роли снялся сам Джаник Файзиев), захватившего у людей Волшебную Пыль. Артём, спасаясь от одиночества в мире своего воображения, во время просмотра спектакля часто видит себя в роли Космобоя.
Накануне 8 августа 2008 года Ксения получает звонок от её бывшего мужа и отца Артёма осетина Заура (Егор Бероев), который служит в миротворческих войсках в Южной Осетии. Он просит отправить сына на отдых к его родителям в деревню Сидамонта, что расположена недалеко от административной гранцы Южной Осетии и остальной частью Грузии, и уверяет её, что там безопасно. Ксения, поскольку на кону стоит её поездка с Егором в Сочи, а сам Егор не очень ладит с Артёмом, соглашается, но при условии, что по первому же её звонку мальчик будет отправлен обратно. Однако, после отъезда Артёма она случайно узнаёт из Интернета о неспокойной военной обстановке в той местности и звонит Зауру с требованием вернуть сына, но Заур, глядя, как счастливы его родители, потому что они редко видят Артёма, и как счастлив сам Артём, играя со сверстниками, объясняет, что статьи в Интернете могут быть провокацией, и отказывается её слушать. Ксения в замешательстве, и приходит к Егору на работу за советом. Егор показывает себя с очень некрасивой стороны, когда жёстко замечает, что меньше всего хочет ввязываться в проблемы её семьи, и подчёркивает, как много он ей дал в сексуальном плане. Расстроенная Ксения, в ответ уязвив Егора симулированием в наполненном людьми лифте оргазма (при этом она копирует известную сцену из фильма «Когда Гарри встретил Салли»), сама на самолёте прилетает во Владикавказ, откуда на старом советском ЛиАЗе отправляется в Цхинвал.
После Рокского тоннеля у автобуса глохнет двигатель, и его берёт на буксир грузовик Урал. Спустя некоторое время процессия подвергается двойной атаке ракет (ПТУР или ПТРК). Ксения чудом остаётся жива. Среди миротворцев, которые их эвакуируют, она встречает командира миротворческого разведотряда Лёху (Максим Матвеев), который, под её давлением, отвозит женщину в Цхинвал и высаживает на городской площади перед зданием администрации в ту самую ночь с 7 на 8 августа, когда на город обрушился огонь «Градов». Вместе со случайно попавшимся ей на пути ополченцем Казбеком (Алексей Гуськов) Ксения садится в машину и, подобрав нескольких беженцев, едет в ближайший военный лагерь. Тем временем Заур, который отпросился с базы для того, чтобы эвакуировать родителей с сыном, дозванивается до Ксении и оба решают встретиться в лагере для беженцев в Джаве. Но попытка Заура эвакуировать родителей и Артёма проваливается: когда они садятся в его джип, он и его родители гибнут от снаряда, выпущенного грузинским танком. Артём, который перед этим обманом был отослан из машины, видит всё это и его мозг в последний момент выдаёт защитную реакцию: отец превращается в Доброго Робота (и Артём, фактически, видит его смерть, а не смерть отца). Одновременно танк, выпустивший снаряд, принимает облик Мраковласта. В Джаве Ксения ждёт, когда они приедут, и, не дождавшись, звонит Артёму на мобильный. Тот, только что пришедший в себя после взрыва, берёт трубку, но, будучи в состоянии шока, лишь шепчет: «Мама… Здесь Мраковласт был… Мраковласт всех убил…». Глядя на полыхающую машину, он в своём воображении видит Огненную Мурену и, испугавшись, прячется в доме. Ища способы пробраться в Сидамонту и понимая, что в одиночку она туда не доберётся, Ксения вспоминает о друге Заура военнослужащем Илье (Хасан Бароев), который сопровождал Артёма. Ксения крадёт корочки репортёра и присоединяется к его взводу в качестве журналиста.
Сидя на бронетранспортёре, она пытается дозвониться до Артёма, но мальчик, который теперь совершенно один в опустевшем доме, очень напуган и не отвечает на звонки (тем более, что в качестве рингтона на его мобильнике стоит звуковая дорожка со взрывами и чьим-то зловещим хохотом). Илья, который сидит рядом с Ксенией, считает, что линия перегружена, и предлагает посылать сообщения. Она записывает для Артёма mms-сообщение, но Артём, от шока всё дальше прячущийся в своих иллюзиях, даже не видит её лица на экране. Один раз он видит, как по дому проходит автоматная очередь, когда рядом пробегают отстреливающиеся беженцы. Видя сыплющуюся из пулевого отверстия в потолке пыль мальчик решает, что это Волшебная Пыль, которая может оживить Доброго Робота, как это произошло в спектакле. С горсткой пыли в руке он выбегает на улицу, но в это время снова начинается стрельба, и одна из пуль, отрикошетив от забора, наносит ему скользящую рану в висок. Тем временем отряд, в котором находятся Ксения и Илья, попадает в засаду, где Илья погибает, когда на него обрушивается кусок стены, в которую стреляет из подствольного гранатомёта M203 грузинский солдат. Ксению же, которая от ужаса и шока видит себя парящей над землёй, кто-то (потом выясняется, что это были Лёха и его друг Гришка (Константин Самоуков)) оттаскивает в безопасное место. Она с небольшим сотрясением мозга приходит в себя в подвале одного разрушенного дома, где ютятся беженцы. Просматривая телефон, она находит mms-ку от Артёма с видеозаписью спектакля и посылает сыну звуковое сообщение, в котором называет его Космобоем. В ответ она получает от Артёма новую mms-ку, где в ужасе видит, как он, со струйкой крови на щеке, тихо говорит: «Добрый Робот, ты мне очень нужен…». Не дождавшись полного выздоровления, Ксения отправляется в дорогу и, желая подбодрить сына, посылает Артёму ещё несколько аудиосообщений от лица Доброго Робота. По пути она попадает под огонь грузинских снайперов и остаётся жива только благодаря помощи вовремя оказавшегося рядом Лёхи, который оттаскивает её в безопасную зону.
Отряд Лёхи на двух броневиках Тигр движется в Шанхай, где грузинские войска обстреливают миротворческую базу, в которой укрываются беженцы. Ксения просит его помочь ей, потому что Шанхай недалеко от Сидамонты, и он решает рискнуть. Во время прорыва к базе, Лёха показывает себя уверенным профессионалом, когда группа в упор сталкивается с ведущим огонь грузинским танком, а он спокойно отсчитывает 7 секунд необходимых танку на перезаряжание пушки и на последней секунде бронемашины внезапно уворачиваются от обстрела. Надев каску и бронежилет, Ксения идёт вместе с отрядом, крепко держась за пояс Лёхи и рискуя погибнуть каждую минуту. Артём безвылазно сидит под столом, прослушивая по нескольку раз получаемые аудиосообщения, и, из-за полученной раны, подвергается галлюцинациям. Когда отряд Лёхи добирается до лагеря, выясняется, что беженцев там укрывается не десять человек, как ему сообщали, а, по меньшей мере, около сотни, и их эвакуация может растянуться надолго, а Ксения не может тянуть. Она спрашивает у Лёхи, как бы он поступил на её месте, и тот отпускает её. Счастливо избежав всех возможностей быть замеченной, Ксения наконец добирается до Артёма, который от потери крови уже почти без сознания, и когда Ксения делает ему повязку, то он даже не различает её и не слышит её голос. Понимая, что Артём не может идти, она ищет машину и в итоге угоняет джип Defender у грузинских солдат, находящихся неподалёку. Когда Ксения затаскивает Артёма в джип, она, чтобы привести его в чувство, называет его Космобоем и в глазах сына начинает преобразовываться в Доброго Робота. В машине Ксения получает по рации от Лёхи сообщение, что вот-вот начнётся российская контратака и она находится как раз по её центру. Артём из-за потери крови на грани обморока, его сознание балансирует между явью и вымыслом, и Ксения, чтобы не дать ему заснуть, начинает на ходу выдумывать историю про Доброго Робота и Космобоя, которые отправились на своё сверхсекретное задание — «спасать мальчика по имени Тёма, который заблудился в дремучем лесу» (намекая на то, что Артём заблудился в мире иллюзий). Подбадривая этой сказкой одновременно и сына, и саму себя, Ксении удаётся оторваться от двух джипов, но затем она натыкается на броневик Otokar Cobra, который тоже начинает её преследовать. Внезапно прямо посередине дороги оказывается грузинский танк, который, увидев джип Ксении, начинает разворачивать дуло в её сторону. Вспомнив действия Лёхи, Ксения считает до семи и резко сворачивает с дороги, из-за чего выпущенный танком снаряд вместо джипа попадает в броневик. Всё это время Артём видит вместо техники то драконозавров, то самого Мраковласта. Далее Ксения неожиданно въезжает в сосредоточение грузинских войск и умудряется оттуда выбраться лишь потому, что солдаты оказываются не готовы к её появлению. Вдали в воздухе показываются российские штурмовики Су-25, выпускающие по войскам ракеты, которые уничтожают грузинскую бронетехнику, а вместе с ними и Мраковласта в воображении мальчика. Ксении только чудом удаётся вывести джип из зоны бомбардировки.
Отъехав на некоторое расстояние, Ксения сталкивается с грузинским солдатом (Александр Хошабаев), который вытаскивает её из машины, потому что ему нужен джип, так как российские войска на подходе. Он угрожает ей автоматом, и Ксения, как может, объясняет ему, что она хочет спасти сына, которому срочно нужен врач, и говорит, что его мама сделала бы ради него то же самое. Солдат, приняв правоту её доводов (хотя его раненый товарищ кричит ему «Да пристрели ты её на хрен!»), объясняет Ксении, что российские военные, увидев грузинский джип, немедленно откроют по ней огонь, и предлагает подбросить её до линии фронта настолько близко, насколько это возможно. Крикнув своему товарищу «жди здесь» (тот в ответ ругается) он отвозит Ксению почти к самому фронту и оставляет её там, подняв на прощание руку. Ксения, держа Артёма на руках, идёт вперёд навстречу русским войскам, и первый же командир танка (Кирилл Плетнёв) требует от неё сойти с дороги. Ксения, отходящая от шока, в ответ только улыбается, отходит в сторону и продолжает идти дальше по дороге против движения войск. Командир танка бросает реплику: «Не, пацаны, так мы сегодня до Тбилиси точно не доедем!». Позже в полевом госпитале Ксения и Артём, у которого поставлена капельница, лежат на одной койке, и Ксения продолжает рассказывать ему историю про Космобоя и Доброго Робота, которые уничтожили всех Мраковластов, потому что их самым сильным оружием были не пушки, а их дружба. Внезапно Артём говорит: «Не хочу больше про роботов. Расскажи мне лучше про папу!», и Ксения понимает, что её сын покинул наконец мир иллюзий. Ещё позже они стоят в очереди к вертолёту, который отвезёт их в Россию, и здесь их находит Лёха. Ксения рада его увидеть и спрашивает о ходе войны. Лёха говорит, что война закончилась, российские войска остановились в Гори. Артём заинтересовывается Лёхой, потому что теперь, оправившись от шока, он начинает видеть героя уже не в выдуманном Добром Роботе, а в простом солдате. Они прощаются и садятся в вертолёт. Пока он летит в воздухе, внизу колонна российских солдат уходит из Южной Осетии.
Параллельно всем вышеперечисленным сценам развивается ещё одна сюжетная линия, демонстрирующая Президента Российской Федерации (Владимир Вдовиченков). Отдыхая с женой на своей яхте на Волге, он посреди ночи разбужен звонком и узнаёт о начале войны. На совете министров многие решают, что нужно начинать контрнаступление, но один из министров (Сергей Газаров) выступает против этого, говоря, что тогда весь мир назовёт Россию агрессором и они окажутся в международной изоляции, которая будет сильнее, чем во времена холодной войны. Президент отвечает, что иначе нельзя, потому что российские миротворцы под атакой. Фильм заканчивается краткой сценой в квартире Ксении, где на автоответчике её телефона проигрываются множественные сообщения от Егора, который раскаивается и просит прощения, потому что очень по ней скучает. Последнее проигрывающееся сообщение — от Лёхи, что намекает на его романтическое влечение к Ксении, но он успевает только представиться, после чего идут титры, предваряющиеся надписью «Женщинам, вырастившим и воспитавшим меня, посвящается этот фильм».
Spoiler: Highlight to view
Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com
Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA