Серию Assassin's Creed в ее нынешнем состоянии можно сравнить с кораблем вроде тех, на которых плавает герой четвертой части Джеймс Кенуэй. Большая и красивая, эта громадина блестит в лучах закатного солнца, величественно покачивается на волнах, и один ее вид обещает увлекательные приключения и блеск чужих дублонов в сундуке мертвеца. Но быстро выясняется, что снасти давно прохудились, дно облепили рапаны, а команда спилась от тоски. Не говоря уже о том, что времена этого корабля, в сущности, давно прошли.
Чем дальше, тем очевиднее становится факт, что колоссальные интерактивные эпосы обречены на вымирание. Можно довольно долго продавать одну и ту же игру, но в итоге концепция исчерпывает себя и надо либо сдаваться, либо начинать все заново. В Ubisoft, очевидно, все это понимают получше нашего, и поэтому Assassin's Creed 4: Black Flag отличается от предыдущих частей настолько, насколько это в принципе возможно в рамках имеющихся правил игры. Морские бои — пожалуй, самая интересная и достойная составляющая Assassin's Creed 3 — стала основой для целой новой игры. Тесные стены средневековых городов окончательно расступаются, и игрокам открывается безбрежный морской простор.
Океан полон сюрпризов. На каждом необитаемом острове найдется по сундуку, среди крутых скал спрятаны пещеры контрабандистов. Можно огрызаться на испанские галеоны, пускать ко дну британские шлюпы или выслеживать в подзорную трубу один из уникальных кораблей, груженых таким количеством колониального добра, что хватит на многие месяцы запоев в кингстонских кабаках. Можно захватывать военные форты, превращая их в пиратские убежища или сесть в шлюпку и прикинуться героем «Моби Дика», насаживая на гарпун акул.
Море разом смывает всю усталость и все претензии, которые накопились к Assassin's Creed за все эти годы. Корабельные сражения работают по очень простым правилам, в которых, однако, очень много нюансов. Нужно и маневрировать, и всегда точно знать, какой стороной повернуться к противнику, чтобы выстрелить из правильного типа орудий. В нужный момент нужно уметь рвать дистанцию, а таранить врагов — это и вовсе особое искусство. А уж осада фортов...
Морская жизнь в Black Flag лишена претензий на реализм (фанаты игры «Корсары» могут закутаться в теплые клетчатые бороды и спать дальше), но содержит в себе всю романтику, которой вы в последний раз проникались во время прочтения «Острова сокровищ». Таинственные клады, послания в бутылках, барракуды и тысяча чертей! Ну и обязательный грабеж торговых судов, новые пистолеты в магазине и возможность установить на палубу мортиру и натянуть на мачты алые паруса.
С Black Flag все прекрасно, пока не настает пора выходить на сушу, где игрока поджидает старый знакомый Assassin's Creed со всеми его утомительными нелепицами и условностями. Это когда, например, вы почти нос к носу сталкиваетесь с караульным, он замечает вас, но тут же расслабляется, если вы достаточно быстро сядете обратно в осоку (или нырнете под воду секунд на пять). Это когда в угаре очередного задания вы зарубили шашкой полдюжины испанских офицеров, а солдаты через дорогу делают вид, что не заметили этого. Это когда вы, грабя торговые суда, раз за разом выслушиваете одни и те же реплики в кат-сценах. Это головоломки, процесс прохождения которых занимает в десять раз больше времени, чем собственно поиск решения. И еще тысяча раздражающих мелочей.
Это неудивительно. Ключевые принципы Assassin’s Creed не менялись с 2007 года, а вот масштаб неизменно нарастал, и к четвертой части взял очередную высоту. Задания по спасению угнетаемых пиратов на каждом шагу, висящие в воздухе кристаллы, охота на крыс: побочные миссии плотно рассажены по карте до самого горизонта. В свое время первый Assassin's Creed ругали за однообразие, и авторы быстро начали давить массой, ежесерийно пополняя список сторонних дел и побегушек, но эта политика стала серьезно утомлять еще две игры назад.
Как и маячащая на их фоне история про противостояние тамплиеров и ассасинов — как заметили на одном западном сайте, многие ли вообще смогут вспомнить хоть какие-то отличительные черты Коннора Кенуэя? Много ли его коронных фраз вам запомнилось? В четвертой части, благодаря во всех смыслах новому взгляду на вещи, история и герои смотрятся гораздо привлекательнее, но учитывая, что каждая серия Assassin's Creed длится примерно как полтора сезона сериала уровня «Игры престолов», уследить за всем происходящим трудно — особенно если вы пропустили хоть одну часть.
Все это старческое брюзжание, впрочем, возможно продолжать только до тех пор, пока корабль не выйдет из бухты. В море тоже достаточно рутины, но когда на горизонте показываются вражеские флаги, Black Flag снова включает «Пиратов Карибского моря» — надрывается оркестр, поднимается шторм, ревет буря, грохочут пушки, скрежещут скрещенные сабли, и только что кракен не появляется, хотя чего-то в этом роде подсознательно ждешь.
Black Flag частенько утомляет, но, это все-таки серьезно обновленный Assassin's Creed, в котором все ее традиционные ценности — открытый мир, обилие возможностей, фехтование и прочая акробатика — вписаны в совершенно новый контекст, и выглядят по-другому. Это могло бы стать действительно колоссальным прорывом, если бы до этого у Assassin's Creed не было шестилетней истории ежегодных (иногда чаще) выступлений. За это время она превратилась в огромную экосистему с не менее внушительным набором условностей, от которых не так-то просто избавиться. И еще труднее отделаться от мысли, что отличная игра Black Flag смотрелась бы еще лучше, если бы не имела родства с Assassin’s Creed.
Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com
Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA